2 октября у меломанов Казани появится возможность послушать голос необычного инструмента — альпхорна (альпийского рога). В Казани вместе с известным американским джазовым пианистом Вадимом Неселовским будет звучать этот экзотичный инструмент в исполнении легендарного Аркадия Шилклопера. Если вы еще не знакомы со звуком этого инструмента, то описания бессмысленны: надо слышать. И видеть! Ведь сам «рог» — это деревянный инструмент длиною в несколько метров.
Вадим Неселовский — один из наиболее востребованных в Америке музыкантов из «постсоветского пространства»: родом из Одессы, он много лет изучал классическое фортепиано в Германии, а, поступив в небезызвестный колледж Беркли в Бостоне, в достаточно короткий срок вошел в джазовую элиту США. Шутка ли, Неселовский уже не учится, а преподает в колледже Беркли. И несколько лет играл в квинтете вице-президента колледжа — вибрафониста Гэри Бертона, написав для него несколько пьес. Впрочем, пока не услышишь исполнителя, никакие подробности не объяснят его музыку.
«Его прикосновение — легкое как перо» — написало о Неселовском издание New York Times, а по мнению Washington Post, «Вадим — наиболее многообещающий среди молодых импровизаторов».
Аркадий Шилклопер — явление уникальное, валторнист «тысячи лиц», «перевоплощений». Соло на валторне — и без того не частое явление. Шилклопер же знаменит еще и тем, что виртуозно владеет более экзотичным инструментом — альпийским рогом. Аркадий по праву считается одним из лучших исполнителей на альпийском роге, необычном инструменте для импровизационной музыки.
Аркадий Шилклопер окончил Институт имени Гнесиных, был принят в оркестр Большого Театра России, затем стал артистом Академического Оркестра Московской Филармонии. Параллельно с учебой Аркадий занимался джазовой импровизацией. Участвует во многих известных ансамблях таких как Moscow Art Trio , Pago Libre, Tribute to Yes, а также выступает со многими симфоническими коллективами.
Государственный Большой концертный зал основан в 1996 согласно Постановлению Кабинета Министров РТ № 567 от 10.07.1996 г. В 2000 году Указом Президента РТ М. Ш. Шаймиева от 15 декабря 2000 года залу присвоено имя композитора, основоположника татарской профессиональной музыки Салиха Сайдашева.
Ранее на месте ГБКЗ находился Актовый зал Казанской государственной консерватории, построенный в 1967 году по проекту архитектора М. Х. Агишева. В 1994 г. было принято решение о реконструкции здания. Авторы нового проекта — конструктор В. А. Абрамов, архитекторы В. П. Логинов, Е. И. Прокофьев.
В 1996 году зал обрел новый фасад и великолепный интерьер, современное техническое оснащение и усовершенствованные акустические параметры, рассчитанные английской фирмой Acoustic Dimensions. В 2000 г. авторы реконструкции были удостоены Государственной премии Российской Федерации.
По замыслу архитекторов новое здание концертного зала стало примером взаимовлияния художественных традиций Востока и Запада. Плафон зала расписан по мотивам традиционного татарского орнамента, в качестве сквозного элемента дизайна использована деталь Черной палаты из древнего города Булгар.
Основой композиции интерьера зрительного зала стал большой орган. Он был установлен в 1997 году, и, по отзывам зарубежных гостей, является одним из лучших инструментов в Европе. Орган изготовлен всемирно известной фирмой Flentrop (Заандам, Нидерланды).
Авторам проекта удалось реализовать идею модулируемой акустики, а это значит, что зал можно настроить как инструмент для любого вида музицирования. Одним словом, ГБКЗ — пример органичной дизайнерской композиции, учитывающей и национальные культурные традиции, и стандарты современной европейской эстетики, и практические задачи концертного комплекса.
Концертный комплекс составляют: большой концертный зал на 700 мест с 4 ложами, камерный зал на 70 мест, репетиционный зал, хоровая, оркестровая, индивидуальные акустические.
За годы своего существования ГБКЗ не раз становился центром общественно-политической жизни Татарстана: здесь проходили инаугурации президентов Республики Татарстан, общественные форумы, заседания Госсовета РТ и другие торжественные церемонии.
ГБКЗ им. С. Сайдашева является не только главной концертной сценой столицы Татарстана, но и одним из ведущих центров музыкальной жизни Казани, в котором соединяются три основных направления концертной деятельности.
Во-первых, планирование концертных сезонов собственных коллективов. В структуру концертного зала входят: Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный артист России Александр Сладковский), а также Государственный струнный квартет (художественный руководитель — заслуженный артист России Шамиль Монасыпов) и Государственный камерный хор (художественный руководитель — заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Миляуша Таминдарова).
Во-вторых, концертные программы приглашенных артистов и коллективов. Среди выступивших на сцене Зала в последние годы В. Гергиев и оркестр Мариинского театра, В. Спиваков и «Виртуозы Москвы», М. Горенштейн и Государственный академический симфонический оркестр им. Светланова. В рамках многолетнего проекта Organo pleno (проводимого совместно с Казанской государственной консерваторией) проходят концерты ведущих органистов Европы: это — Людгер Ломанн, Арвид Гаст, Лео Кремер (Германия), Марио Дуэлла (Италия), Атис Степиньш (Латвия) и др. Регулярно выступают казанские органисты: народный артист РФ Рубин Абдуллин, заслуженная артистка РТ Лада Лабзина и др.
В-третьих, ГБКЗ выступает концертной базой для молодых музыкантов — определенное количество дней концертного сезона сцена ГБКЗ находится в распоряжении Казанской государственной консерватории (кроме того в репетитории Зала занимаются студенческие творческие коллективы). Проводимые консерваторией концерты объединяют молодых музыкантов и признанных мастеров.
Соединение трех направлений делает ГБКЗ им. С. Сайдашева уникальным примером концертной организации.